Женские и мужские одежды, прически и
макияж, пластические манеры: походка, жесты,
умение садиться и вставать, гордо "нести"
голову, - вся стилистика жизни была продиктована
изяществом фарфоровых произведений. А для того,
чтобы больше походить на рафинированных
маркизов, все европейцы, и русские в том числе,
стали использовать сильный грим. Достигнуть
белоснежности кожного покрова помогала пудра.
Причем интенсивно запудривались не только лица и
шеи, но плечи и даже руки. Эта мода стала не только
женской привилегией. Щедро пудрились и мужчины. Для
подчеркивания нежной белизны кожи
использовались искусственные родинки из бархата
или тафты. Эти декоративные украшения на лице и
теле, которые назывались мушками, "оттеняли"
белоснежную прозрачность тела.
Мушки были родом из семнадцатого века, но
теперь их использование наполнялось иным
смыслом. В европейской моде семнадцатого
столетия черные точечки маскировали прыщи и
нарывы. Известно еще одно название мушки -
"венерин цветочек". Так именовали
вскочивший на теле прыщик с белой гнойничковой
головкой.
В семнадцатом веке прыщи, угри и раздражения на
коже воспринимали как следствия болезней,
связанных с нарушениями моральных и
нравственных жизненных норм. Этим критерием
определялся и идеал женской красоты. Образчиком
для подражания становилась откровенно
декольтированная дама. Подчеркнуто открытая шея
и грудь были главными признаками благородства .
Логика проста и понятна: если женщина может
обнажиться, открыв нежную и чистую кожу, - значит,
она верная жена, добродетельная мать или девушка,
ведущая праведный образ жизни. Это, конечно, с
точки зрения современной медицины, глубокое
заблуждение - мы-то знаем, что нечистая кожа
бывает по многим причинам.
Несчастные дамы, у которых кожа не была
столь совершенна, вынуждены были придумать
искусственные родинки. Считается, что графиня
Ньюкастль, отличавшаяся "нечистой" кожей,
первая приклеила себе на лицо искусственную
родинку. В те времена мушки получили еще одно
название - "пластыри красоты". В
восемнадцатом столетии мушки становятся мельче,
но их маскировочные функции постепенно отмирают.
На забеленной коже заметные темные точки
подчеркивают фарфоровую прозрачность кожного
покрова. Мушки, вырезанные из темного, чаще всего
черного материала, отличались большим
разнообразием замысловатых форм. Их приклеивали
не только на лицо, но на плечи и грудь, в каждом
конкретном случае они привлекают внимание к
наиболее "совершенным местам", "милым
подробностям" женского тела: чертам лица,
тонким линиям длинной шеи, мягкой пышности груди.
|
|
И, конечно, каждая мушка имела свое значение.
Особенно тщательно продумывались
месторасположения мушек, когда дама
отправлялась на бал. Мушки были способны вести
интимный диалог с собеседниками. Вот что пишет
Михаил Пыляев в "Старом житье": "Большая
мушка у правого глаза называлась - тиран,
крошечная на подбородке - люблю, да не вижу, на
щеке - согласие, под носом - разлука". Язык
мушек, носивший доверительно-интимный характер,
пришел в Россию из Европы. Каждая искусственная
родинка имела свое название и особый смысл: около
глаза занимала место "влюбленная" мушка,
"дерзкая" вскакивала на кончике носа,
"шаловливая" украшала область подбородка,
родинка-"кокетка" располагалась на губе.
Мушки были спутниками времен пудреных париков
и набеленных лиц. С отказом от белой кожи и
искусственных волос произошел достаточно резкий
отказ от мушек. К слову заметим, что вновь об
искусственных родинках вспомнили благодаря
художникам творческого объединения "Мир
искусства". На рубеже XIX-XX веков возник
непродолжительный интерес к галантному веку,
воскресивший мушки как в живописных сюжетах и
литературных образах, поэтизирующих галантный
фарфоровый век, так и в бытовом поведении
художников, поэтов, музыкантов. "Новые
мушки" уже не всегда наклеивались, а чаще
рисовались гримировальным карандашом в виде
крошечных сердец, бабочек, полумесяцев, звезд и
солнца.
Вернемся в восемнадцатый век, женская мода
которого была рассчитана прежде всего на
соответствие "среде обитания". Изысканные
женские фигурки "оживали" в роскошных
бальных залах. Одна из стен бальных дворцовых
помещений, как правило, была стеклянной и
выходила в роскошный сад. А другая,
противоположная, - зеркальной. Таким образом,
общество ряженых бледнолицых и седовласых
гостей зрительно увеличивалось в несколько раз.
Как же собиралась дама на какой-нибудь бал или
ассамблею в петровское время или в
екатерининскую эпоху? Сначала дамы одевались, а
только потом использовали всякие гримировальные
приемы. Главной задачей становилась сложная
процедура забеливания париков и лиц - облик
должен быть максимально уподоблен фарфоровым
скульптурам. Показаться посторонним без пудры и
румян рассматривалось как неуважение к людям, с
которыми встречаешься.
Макияж восемнадцатого века стирал возрастные
отличия. Обильный слой пудры давал старушкам
возможность притвориться молодыми, а юным
превратить себя в солидных дам.
|
Итак, надето платье, под которым сложные
кринолиновые конструкции и корсетные лифы,
приподнимающие грудь, "нарисовано" лицо:
брови, губы, нанесен перламутрово-розовый
румянец, наклеены "говорящие" искусственные
родинки и щедро напудрена грудь и шея.
"Полуготовая" к балу дама помещалась в
специальный невысокий шкаф, который имел дырку в
верхней части. Дама усаживалась на стул, а ее
голова торчала снаружи. Платье и грудь
закрывались специальной накидкой. В современных
салонах такие накидки называются пеньюарами, а
тогда они имели иное название -
"пудромантели". Длинная пудромантель
стягивалась на шнурке вокруг шеи, предохраняя
одежду и нанесенный на грудь и шею макияж . Вокруг
шкафа с торчащей головкой располагались
горничные, парикмахеры и лакеи со специальными
пульверизаторами. Они опрыскивали волосы или
парики душистой пудрой нежнейших оттенков:
серой, голубой, розовой, палевой. А для того, чтобы
пудра не испортила грим и мушки на лице, дама
держала своеобразную защитную маску со
слюдяными окошечками напротив глаз. |
|
Модные дамские прически приподнимали
волосы надо лбом, придавая лицу удлиненную
яйцеобразную форму. Объемные высокие
прически сооружались экстремальными способами -
волосы начесывались на каркас, сделанный из
прутьев. Как правило, своих волос не хватало,
поэтому использовались накладные,
позаимствованные не только у людей, но и у
лошадей. Головы венчали шляпки с
мини-садами, каравеллами, клетками с птичками
- воображению не было предела. На сооружение
одной такой прически мог уйти целый день, а
бедным парикмахерам приходилось вставать на
специальные ходули, чтобы дотянуться до
головы модницы. Такие затраты требовали
полного самоотречения. Тяжелая укладка не
позволяла нормально двигаться, спать,
создавая немалую нагрузку на позвоночник.
Но и это еще не все. Головы дамочек становились
идеальной средой для размножения вшей и прочих
паразитов, потому что прически носились неделями
и месяцами. Придворный этикет позволял чесаться -
но элегантно. Для этого дамы и кавалеры носили на
поясе изящную палочку, часто из драгоценных
пород дерева или из слоновой кости. Кроме
того, предусматривалась ловушка для
кровопийц - крошечная резная шкатулочка, в
которой хранился лоскуток, пропитанный кровью.
Но паразиты на эту уловку не слишком-то и
велись, предпочитая все свежее и натуральное. |
|
Завоевали большую популярность парики.
Они имели названия "птичка", "бабочка",
"неженка" и т. д.
Во второй половине XVIII века прически снова
"выросли". Они представляли собой огромные
сооружения из волос, лент, кружев и
драгоценностей. Высота доходила до полуметра и
больше. На создание такого шедевра затрачивался
не один час.
Под стать прическам выбирались и названия:
"Мечтательная", "Меланхоличная",
"Таинственная"... Покрытые большим
количеством пудры и помады, они доставляли
женщинам массу неудобств.
Наиболее по-пулярными были такие прически, как
"Мария Манчини" с двумя тугими локонами,
спадающими на грудь, и "полонез" - прическа,
украшенная драгоценностями и перьями. Полонез -
входит в моду с 1725 г. Это небольшая прическа,
которая состоит из небольших завитков, уложенных
широким венком вокруг головы, при этом затылок
оставался гладким. С затылочной части два
змеевидных локона спускались на грудь.Прически
того времени отличались впечатляющей высотой.
Иногда сооружался специальный каркас из
железных или деревянных прутьев, который
маскировался своими и фальшивыми локонами,
кружевами, чучелами птиц, живыми и фарфоровыми
цветами, перьями. В волосы умудрялись вставлять
даже макеты парусников, создавая прически
"фрегат" или "кораблик". |
|